Волок Славенский и Северо-Двинская шлюзованная система

Однодневное путешествие на парусной яхте по Северо-Двинскому каналу в пределах национального парка Русский Север от древнего новгородского волока до Кириллова и Ферапонтово.

Авторский маршрут по некогда оживленному водному пути, повторяющий путь монахов-основатели монастырей XIV века, на парусной яхте, по Кишемскому каналу, через деревянные шлюзы, поворотные мосты, плотины и другие объекты инженерного искусства Северо-Двинской водной системы, соединяющей Балтику и Белое море уже 200 лет.

Историческая справка

Волок Славенский (Словенский) находился в 100 километрах от современной Вологды на северо-запад, в узком месте водоразделов бассейнов Волги (реки Шексны) и Северной Двины (Кубенского озера). В 1450 году великий князь Московский Василий II Темный разделил доход с волока Славенского между крестьянами, Кирилло-Белозерским и Ферапонтовым монастырями. Крестьяне, жившие на волоке, волочили две трети судов, а остальные сопровождали монастырские слуги.
В 1576 году Иван Грозный пожаловал весь Славенский волок Кирилло-Белозерскому монастырю вместе с землями и крестьянами этой волости.

В 1602 году на волоке по инициативе монастырских властей и с разрешения Бориса Годунова был устроен Торжок, ожививший торговлю и местные водные перевозки. Церковная реформа 1764 года, проведенная бывшей прусской принцессой Екатериной II, ставшей в результате дворцового переворота императрицей Всероссийской, лишила Кирилло-Белозерский монастырь земель волока Славенского, в результате чего образовалась свободная Волокославинская волость.

При Павле I в 1797 году начальником управления водных коммуникаций был назначен бывший новгородский губернатор Яков Сиверс. Под его руководством началось проектирование Мариинской водной системы, а также впервые рассматривалась возможность соединения Шексны и Кубенского озера. Изыскания будущего канала, который в рабочих материалах назывался Кирилловским, в начале XIX века, проводил землемер Горский под контролем Франца де-Воллана (строителя Мариинской и Тихвинской водной систем).

В 1823 инженер Каулинг проверил изыскания Горского, а в 1824 году начальник 2 округа путей сообщения полковник Чернобровкин подготовил окончательный проект канала, изменив место соединения канала с Шексной. Проект был представлен на рассмотрение главноуправляющему путей сообщения герцогу Александру Вюртембергскому, и в том же 1824 году подан на утверждение Александру I. После высочайшего императорского повеления начались работы. Строительство канала было закончено к лету 1828 года, а 23 августа император Николай I повелел присвоить каналу имя герцога Вюртембергского.

Контакты

Адрес: Кирилловский район, с. Волокославинское, ул. Преображенского, 44
Телефон: +7 (905) 549-24-94
Официальный сайт: asafov.com

59.8601098, 38.3909649