Тотьма – один из старейших городов Вологодской области, город неповторимой, особенной архитектуры, своеобразной визитной карточкой которой являются изысканные орнаменты, украшающие фасады тотемских храмов – картуши.
Картуш – элемент декора стиля барокко. Выглядит он как свиток с завитками, на котором помещают гербы, иконы, сюжеты настенной живописи, надписи. В отличие от обычных – лепных, резных или рисованных – тотемские картуши представляют собой часть кладки стены (что объясняет их долговечность). Их поля покрыты цветами и раковинами, крестами и звездами или оставлены совершенно чистыми.
В 1962 году доктор архитектуры П. Тельтевский изучил пять тотемских храмов и первым сделал вывод, что все они представляют собой собственную архитектурную школу барокко XVIII века. Заметим, что иметь свою школу – это привилегия столиц и крупных центров культуры.
Стиль тотемского барокко – «русский стиль морских открытий». Тотьма – город мореходов. Музейный список тотемских купцов-мореплавателей состоит более чем из 30 имен. Всего же в 1740-х – 1780-х годах компаниями тотьмичей (из которых наиболее знаменитыми были компании Холодиловых и Пановых) было снаряжено 20 экспедиций в Тихий океан: больше, чем отправили купцы Вологды и Москвы, вместе взятые. Это пятая часть всех известных частных русских экспедиций, результатом которых вслед за правительственными походами Гвоздева-Федорова, Беринга-Чирикова явился такой феномен, как Русская Америка. А мореходные карты XVIII века по традиции украшались рисованными свитками-картушами. По мнению тотемского краеведа С.М.Зайцева, тотемское барокко есть каменная летопись русского «открытия Америки», «русско-американское барокко».
Воздвигая храмы как памятники своим успехам и престижу (от «избытка капитала»), тотемские купцы вели своеобразное соревнование, в результате которого шло развитие тотемского барокко, эволюция картушей. «А между верхними и нижними окнами клейма сделать как наилутче возможно», – оговорено в контракте купца Степана Яковлевича Черепанова на строительство Троицкой церкви. Здесь же открылись и первые имена зодчих тотемского стиля – Федор Иванов Титов и его сын Максим. Клейма – вот оригинальное название картушей.
Храмы-парусники – это своеобразные памятники русским Колумбам, совершившим русское открытие Америки, памятники путешественникам и промышленникам, русским, камчадалам, алеутам, эскимосам, индейцам, кровью которых создавались «избытки капитала», всем жертвам, погребенным в Новом Свете. Среди них есть и тотемские моряки.
Вершина тотемского барокко – это Никольская церковь, построенная Пановыми, – так именуется в «Известиях Императорской Археологической комиссии» храм Входа Господня в Иерусалим (1789 г.). На одной этой церкви девять разновидностей клейм, а пышность 20-метрового иконостаса храма потрясала очевидцев.
Известно около пятидесяти видов тотемских картушей. Число памятников тотемского стиля приближается к тридцати. Две трети – в рамках бывшего Тотемского уезда, часть – в Солигаличском районе Костромской области, Котласском районе Архангельской области, в Забайкалье. Все это говорит о том, что тотемское барокко – не узкая местная школа. Как ему и подобает, русско-американское барокко разметнулось на полсвета.