Живописец, акварелист, автор монументальных росписей. В 1913 г. в Тотьме расписал по собственным эскизам кафедральный Богоявленский собор и домовую церковь духовного училища. Известен как пейзажист и портретист.
Среди первых вологодских пейзажистов, посвятивших свое творчество природе родного края, необходимо назвать имя Феодосия Михайловича Вахрушова. Он родился 26 февраля 1870 г. в Тотьме, маленьком провинциальном городке Вологодской губернии, имевшем, однако, богатейшую и славную историю. Семья Вахрушовых не отличалась достатком, и после окончания уездного училища юноша поступает на службу писцом к полицейскому надзирателю.
Неизвестно, как бы сложилась дальнейшая судьба Феодосия, если бы не счастливый случай: рисунки молодого человека привлекли внимание вдовы богатого купца Хаминовой, образованной женщины, которая изредка останавливалась в Тотьме, совершая поездки из Сольвычегодска в Петербург. Именно она помогла будущему художнику перебраться в Царское Село, где он два года жил в семье адъюнкт-профессора Академии художеств М. Н. Васильева, готовясь к поступлению в это учебное заведение: учился в Школе рисования, ваяния и зодчества при Императорской Академии художеств (1886–1888), с 1889 г. — вольнослушатель Академии. В 1890 г. его мечта сбылась, он — студент Академии художеств, в 1894 г. удостоен звания классного художника 3-й степени, а с 1895 г. становится учеником выдающегося русского живописца И. Е. Репина, в мастерской которого провел два года. В 1897 г. Феодосий Михайлович получает диплом и свидетельство на право преподавания рисования в средних учебных заведениях. Годы учебы закончились, но связь с Академией не прервалась. В том же году по рекомендации первого учителя, М. Н. Васильева, Вахрушов утверждается в штат помощников профессора живописи В. П. Верещагина, возглавлявшего работу по росписи Успенского собора Киево-Печерской лавры.
Период с 1897 по 1913 г. условно называют «украинским» в творчестве Ф.М.Вахрушова. В это время он увлеченно занимается монументальной живописью, изучает стиль росписей В.М.Васнецова, работавшего в Киеве во Владимирском соборе в 1885–1895 гг. Влияние этого мастера впоследствии проявится в работах Вахрушова, выполненных в храмах Тотьмы. Одновременно с монументальной живописью он постоянно обращается к станковым произведениям, пишет этюды южной природы, а в зимние месяцы, проводимые в Тотьме, совершенствуется как портретист. В этот период появляются и его первые северные пейзажи, посвященные окрестностям Тотьмы и, конечно, реке Сухоне. «С каждым годом художник все больше любил родную природу, с каждым годом его сильнее и все более властно манил к себе образ родной земли, и он отчетливее понимал, что призвание пейзажиста, проснувшееся у него в годы странствий, стало истинным его призванием». Так пишет о Вахрушове один из исследователей его творчества С. Г. Ивенский, считая, что период 1908–1913 гг. стал временем расцвета дарования Вахрушова-пейзажиста.
Почти все зрелые пейзажные произведения живописца связаны с образом Сухоны. На одном из островов этой реки в двух километрах от Тотьмы он поставил маленькую избушку, где жил подолгу, ловил и коптил рыбу, варил уху, писал этюды. Здесь были найдены сюжеты для многих лучших пейзажных произведений художника, которые он демонстрировал на выставках в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринодаре и в Вологде. Картины Вахрушова отмечены пониманием особенностей красоты родной земли. Как чуткий наблюдатель, он уловил эмоциональный ритм, свойственный только северной природе. Неспешно течение могучей красавицы Сухоны, спокойна едва изогнутая линия горизонта с темной полосой дальних лесов — таким предстает в работах художника Север, молчаливо-строгий, не каждому открывающий свою истинную красу. Вахрушов был среди избранных, ведь он знал родные места как никто другой. Часто, взяв этюдник и альбомы, надев высокие охотничьи сапоги, отправлялся он пешком или на попутной телеге в окрестные, а подчас и дальние села и привозил оттуда бесценный груз рисунков и акварелей, наполненный мотивами присухонских пейзажей, редчайших памятников архитектуры и образцов народного зодчества.
С 1916 г. Ф.М.Вахрушов безвыездно живет и работает в родном городе, где наряду с творчеством активно занимается общественной деятельностью. Он постоянный член Северного кружка любителей изящных искусств, существовавшего в Вологде с 1906 по 1922 г., принимает деятельное участие в создании Тотемского краеведческого музея, для экспозиций которого выполняет сотни пейзажных и исторических рисунков, акварелей, картин. С членами Тотемского отделения Вологодского общества изучения Северного края (1915–1922) Вахрушов собирает для музея предметы народного искусства и церковной старины. В 1919–1922 гг. по заданию Вологодского музея художник принимал участие в регистрации и описании памятников искусства, деревянного и каменного зодчества в Тотемском уезде, главным образом в районе Кокшеньги. Комплектуя музеи области редчайшими произведениями древнерусского и народного искусства, Феодосий Михайлович был постоянным членом многочисленных экспедиций. В это время он создал уникальную для вологодской истории серию акварелей и рисунков «Памятники северного деревянного зодчества». Облик многих из храмовых построек, их интерьеры, не дошедшие до нашего времени, известны сегодня только благодаря этим работам художника. В 1925 г. с учеными Ленинградского геологического музея Академии наук Вахрушов совершал неоднократные поездки по Малой Северной Двине, в частности, на археологические раскопки, начатые профессором В.П.Амалицким по изучению северодвинской фауны. Живя в Тотьме, Феодосий Михайлович был сотрудником вологодского Музея иконописи, его связывала дружба с Государственным Историческим музеем в Москве и с Музеем этнографии в Ленинграде. Ф.М.Вахрушов считал своим долгом участвовать в деле охраны памятников истории и культуры, он работал в многочисленных комиссиях, давал рекомендации, выполнял проекты. Из разоренного Спасо-Суморина монастыря (под Тотьмой) в 1919 г. он сумел вывезти ряд художественных ценностей, сохранив их для истории края и страны.
Ф.М.Вахрушов чрезвычайно много сделал для сохранения исторического наследия своего края. Сегодня мы это понимаем, а тогда, в конце 1920-х гг., руководители Тотьмы усомнились в заслугах своего земляка. И шестидесятилетнему художнику, известному и уважаемому в городе, понадобилось настоятельно доказывать свою общественную полезность. Наступили сложные времена, шел 1930-й год. Горсовет принял решение отобрать у него дом, где находилась мастерская художника, построенный им еще в 1906 г. на собственные средства по своему проекту. «Тотьма, особенности окрестностей и Кокшеньга, — писал Вахрушов, — мною воспроизведены на холстах и бумаге во многих десятках картин, этюдов, набросков, которые разошлись по многим городам. Эти мои работы рисуют Северный край, его своеобразную красоту, лесное богатство, реки, пашни и луга, возбуждают интерес к Северу и способствуют его изучению. Отобрание дома поставит меня на старости лет в еще более трудное положение, чем теперь… Обратите внимание на мой 36-летний производственный труд художника».
Через год Феодосий Михайлович умер, так и не узнав, как решилась судьба его дома. Лишь спустя два десятилетия земляки собрали его произведения на большую персональную выставку. С этого времени и началось серьезное изучение творчества Вахрушова. В наши дни основное наследие мастера сосредоточено на его родине в Тотемском музейном объединении и других музейных коллекциях Вологодской области. Дважды, в 1962 и 1999 гг., в залах Вологодской областной картинной галереи были проведены большие персональные выставки нашего земляка — «поэта северной природы».