Тайны, начертанные кистью
На территории Вологодской области сохранился целый ряд уникальных народных художественных промыслов, среди которых особое место занимает искусство росписи.
Этот вид творчества, имеющий глубинные корни в традиционной культуре Русского Севера, пришел в регион еще в XVII столетии, но своего истинного расцвета достиг на рубеже XIX–XX веков. Даже строго следуя канонам, народные мастера благодаря своему дару вдыхали жизнь в материал, воплощая в красках чувство гармонии и красоту природы. Их кисти превращали простую крестьянскую утварь в настоящие произведения искусства, которые не только украшали быт, но и наполняли его светом и радостью, буквально оживляя пространство вокруг.
Мир в красках
Под общим названием "вологодская роспись" скрывается около 20 локальных центров народного искусства, каждый из которых обладает уникальными чертами — от характерного узора до особой цветовой гаммы.
Так, сказочно-огненная шекснинская золоченка обязана своим названием сиянию золотого узора, пламенеющего на сочном киноварном фоне. Эта уникальная роспись родилась на стыке трех исторических губерний — Вологодской, Ярославской и Новгородской, вобрав в себя художественные традиции каждого из этих регионов.
Гаютинская роспись, возникшая на юго-западе Вологодчины, отличается динамичным узором, напоминающим тонкую мозаику или бисерную вышивку. Мастера используют яркие краски — красные, оранжевые, зеленые, голубые, дополненные золотыми и серебряными оттенками, что придает их работам особое сияние.
Уфтюгская роспись в свою очередь покоряет изысканной сдержанностью и нежной пастельной палитрой. Ее гармония — в тонкости линий и пропорциональности каждого элемента. Классический сюжет с гибкой, ниспадающей ветвью, усыпанной тюльпанами, диковинными плодами и листьями, превращал скромный крестьянский дом в подобие райского сада.
Главным героем кичменгско-городецкой росписи часто выступал могучий лев — символ силы, мужества и благородства. Не менее популярны были и пышные растительные композиции: яркие букеты из роз, тюльпанов и сочных гроздей винограда создавали праздничный, жизнеутверждающий узор.
Наиболее эмоциональной и свободной по композиции считается верховажская роспись. Уникальность этой техники — в сложной "оживке": белильные блики, придающие объем и свет, искусно вписываются в основной цветовой фон, создавая иллюзию динамики и делая изображения невероятно живыми.
Солнечный привет с Русского Севера
Борецкая роспись – самобытный народный промысел Русского Севера, зародившийся в XIX веке в деревне Борок на Северной Двине (ныне территория Вологосдкой области).
На фоне сдержанной цветовой гаммы северных росписей особой выразительностью и жизнеутверждающей силой отличается борецкая роспись. Ее узнают по звучной палитре, праздничной нарядности и насыщенным краскам, создающим ощущение непрерывного торжества жизни.
В основе этого самобытного искусства лежат простые крестьянские сюжеты, воплощенные через традиционные элементы — трилистник и дужку с горошинами. Центральным мотивом часто выступает Древо жизни — величественный цветок с прямым стеблем, окруженный россыпью бутонов, фантазийными птицами, ягодами и изящными листьями.
Каждый элемент композиции наполнен глубоким символизмом: трилистник олицетворяет плодородие, горошиныбусины — богатство и изобилие, птицы — связь с небесной силой, а Древо жизни воплощает солнечную энергию и щедрость природы.
Хотя борецкая роспись не получила широкого распространения, ее активно сохраняют и развивают как ценную часть культурного наследия Русского Севера. Этим занимаются не только отдельные мастера-энтузиасты в Москве, Санкт-Петербурге и Архангельске, но и вологодское предприятие народных художественных промыслов "Надежда". С 1976 года предприятие бережно возрождает традиции изготовления деревянной резной и токарной посуды.
Художники и мастера предприятия скрупулезно изучают искусствоведческие труды, архивные документы и подлинные экспонаты из фондов Вологодского государственного музея-заповедника. Эта кропотливая исследовательская работа позволяет создавать изделия, которые не просто копируют, а достоверно воссоздают традицию во всем ее богатстве — от состава красок до техники мазка. Современные технологии лишь адаптируют процесс изготовления, нисколько не искажая суть и дух искусства.
На предприятии изготавливают около 400 видов точеных и резных ихделий, выполненных в ручную: от традиционных чашек, тарелок и подносов до изящных шкатулок, декоративных матрешек-футляров и новогодних игрушек. Особого внмания заслуживает уникальная разработка мастеров — роспись "по серебру" с травным орнаментом, которая идеально подчеркивает округлые формы посуды и органично соединяет традиционные мотивы с современным звучанием.
Афиша событий
Фестиваль "Абстракционизм, другие направления модернизма и постмодернизма"